Перспективы развития экономики совместного потребления в России

Потребность перехода человечества к более рациональным принципам потребления для поддержания устойчивого развития порождает новые модели экономики, одной из которых является экономика совместного потребления. Эта статья посвящена анализу современного этапа развития данной модели экономики, а также ее соответствия принципам устойчивого развития.
Термин «совместное потребление» используется для описания экономической модели, основанной на коллективном использовании товаров и услуг, бартере и аренде вместо владения. Совместное потребление основано на идее, что иногда удобнее платить за временный доступ к продукту, чем владеть этим продуктом.[1] Журнал «Time» назвал экономику совместного потребления одной из десяти идей, которые изменят мир, и он уже меняется, так как экономика совместного потребления сегодня развивается в большинстве стран.
Развитие экономики совместного потребления в России и в мире
Экономика совместного потребления затрагивает все сферы деятельности человека. Во всем мире уже действуют платформы по совместному использованию одежды («EMZARA», «Tradesy»), различных товаров («Trademe», «Etsy», «Ebay»), недвижимости («Airbnb», «HomeAway», «VRBO»), транспорта («Uber», «Car2Go», «Lift»), денежных средств («TransferWise», «Funding Circle», «Prosper»), а также платформы по предоставлению всевозможных услуг («TaskRabbit», «Freelancer», «Wework»). О распространенности данных сервисов свидетельствует статистика их использования. Например, платформой «Airbnb» пользуются 2 млн владельцев жилья и 60 млн гостей из 191 страны мира, а сервисом компании «Car2Go», специализирующейся на услугах перевозки, пользуются более 2 млн водителей.
В России на сегодняшний день также имеется множество возможностей для совместного потребления. На рисунке 1 представлена диаграмма в виде сот, в которой собраны наиболее популярные в России платформы экономики совместного потребления. Однако, несмотря на то что эти платформы также затрагивают все сферы деятельности человека, большинство из них развивается только в крупных городах. На данном этапе развития экономики совместного потребления в России наиболее широкое распространение получили транспортные платформы, такие как «Uber», его российский аналог «Яндекс.Такси», «Делимобиль», «YouDrive» и другие. В течение 2016 г. в сутки через сервис «Яндекс.Такси» заказывалось примерно 500 тыс. поездок по всей России. Через приложение «Uber» совершалось около 170 тыс. поездок в сутки, а с помощью сервиса «Gett» – около 150 тыс. поездок.[2] Одним автомобилем компании «Делимобиль» за сутки успевают воспользоваться около 10 человек, а общее количество пользователей этой системы составляет более 180 тыс. человек.
Рисунок 1. Платформы совместного потребления в России
Таким образом, экономика совместного потребления получила широкое распространение по всему миру и активно развивается, в том числе и в России.
Является ли совместное потребление устойчивой моделью экономики?
Под термином устойчивого развития понимается такое развитие, которое удовлетворяет потребности человека, существующие в настоящее время, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.[3] Устойчивое развитие предполагает увязку трех компонентов: экономического, социального и экологического.
На данном этапе своего развития человечество столкнулось с проблемой растущих потребностей и невозможностью биосферы обеспечить их удовлетворение. Жизнедеятельность каждого человека наносит вред окружающей среде, но не каждый предпринимает попытки по ее восстановлению. Поэтому экологические проблемы, такие как изменение климата и обеспечение доступа к чистой воде для всех, на сегодняшний день остаются актуальными. Мир, справедливость и развитие институтов, экономический рост, создание достойных рабочих мест, развитие городов и населенных пунктов, индустриализация, устойчивые модели потребления и производства, энергетика – все эти вопросы требуют к себе пристального внимания.
Для того чтобы сделать шаг к решению этих и других задач, в сентябре 2015 г. ООН приняла Цели устойчивого развития для мира и всех государств. Цели устойчивого развития – убедительное свидетельство значимости социального измерения устойчивого развития, необходимости интегрировать экономические, социальные и экологические аспекты прогресса. Цели устойчивого развития полностью соответствуют ранее согласованным в рамках ООН принципам и обязательствам, основанным на международном праве, и принимают во внимание национальные особенности, возможности и приоритеты, не упуская из виду уже достигнутые задачи, в частности Цели развития тысячелетия. Государства-члены ООН определили 17 целей в области устойчивого развития и 169 задач. В рамках этой статьи хотелось бы обратить особое внимание на цель 12 «Обеспечение перехода к рациональным моделям потребления и производства» и задачу 12.1 по осуществлению Десятилетней стратегии действий по переходу к использованию рациональных моделей потребления и производства с участием всех стран. Следует отметить также цель 16 «Содействие построению миролюбивого и открытого общества в интересах устойчивого развития, обеспечение доступа к правосудию для всех и создание эффективных, подотчетных и основанных на широком участии учреждений на всех уровнях» и задачу 16b о принятии недискриминационных законов и политики в интересах устойчивого развития.
Можно утверждать, что экономика совместного потребления соответствует вышеуказанным целям, так как основана на доверии людей, без которого невозможно взаимодействие и развитие этой модели, а также делает потребление более рациональным.
Отвечает ли экономика совместного потребления принципам устойчивого развития? Совместное потребление подразумевает отсутствие у каждого человека потребности во владении каким-либо благом. Таким образом, с одной стороны, при совместном использовании материальных благ возможно сокращение их производства, что будет, в свою очередь, способствовать снижению количества избыточного ресурса и уменьшению вредного воздействия на окружающую среду. С другой стороны, при снижении потребности во владении материальными благами, необязательно снижается потребность в их использовании. Именно поэтому совместное использование благ в виде товаров, произведенных по старым технологиям, использующих токсичное топливо, не приведет к значительным улучшениям в части нанесения вреда окружающей среде. Примером данного явления могут служить платформы, способствующие удовлетворению потребностей в передвижениях человека, такие как услуги такси, «Uber», «Делимобиль», «Car2Go» и другие.
Лишь некоторые организации на данный момент используют электромобили в качестве предмета временной аренды. А если электромобили и используются, то далеко не во всех городах обслуживания. Так, например, у компании «Car2Go» из 25 городов присутствия лишь в 3 используются электромобили, которые составляют всего около 10% общего автопарка компании. В России использование электромобилей операторами совместного потребления авто только начинается: о своих намерениях в этом направлении заявили компании «Делимобиль» и «YouDrive», представленные главным образом в Москве и Санкт-Петербурге. Таким образом, невозможно говорить о полном соответствии модели совместного потребления принципам устойчивого развития без перехода к энергоэффективным видам транспорта.
Энергоэффективность – новое направление развития совместного потребления
Повышение уровня энергоэффективности в экономике – один из ключевых вопросов для многих стран мира, в том числе двадцати лидирующих экономик. В Плане действий стран «Большой двадцатки» по продвижению энергоэффективности, принятом в 2014 г. на саммите в Брисбене, подчеркивается приоритетность вопроса энергетической эффективности. В рамках этой статьи отметим, что сфера транспорта является одной из областей совместной работы по повышению энергоэффективности национальной экономики. Согласно мнению экспертов Международного энергетического агентства, эффективное использование энергии – самое важное «топливо» в мире.
В энергетической стратегии России на период до 2030 г. эффективное использование природных энергетических ресурсов и потенциала энергетического сектора для устойчивого роста экономики, повышение качества жизни населения страны и содействие укреплению внешнеэкономических позиций является целью энергетической политики России. В проекте энергостратегии Российской Федерации на период до 2035 отмечается, что для обеспечения высоких темпов взаимосогласованного развития экономики и энергетики необходимо решить задачу максимальной реализации имеющегося потенциала энергосбережения и повысить энергетическую эффективность во всех отраслях экономики до уровня лучших мировых практик.
Сложно отрицать важность проведения энергоэффективной политики, так как согласно отчету, подготовленному группой Всемирного банка в сотрудничестве с Центром по эффективному использованию энергии, объем неэффективного использования энергии в России равен годовому потреблению первичной (не подвергнутой процессу искусственного преобразования) энергии во Франции. В этом отчете под неэффективным использованием энергии понимаются потери энергии в тепловых сетях, сжигание попутного (природного углеводородного, растворенного в нефти) газа в факелах и нерациональное потребление энергии домохозяйствами. Это означает получение меньшего объема продукции по сравнению с возможным и, следовательно, меньшего дохода в бюджет страны. Сектор транспорта в этом отчете назван обладающим значительным финансовым потенциалом, для реализации которого предлагается «взимание с автовладельцев полной экономической стоимости использования частных автомобилей», а также «развитие сети современного общественного транспорта». Эти меры являются элементами экономики совместного потребления, где совместное пользование транспортным средством становится обычным способом передвижения.
Участие России в подготовке Плана стран «Большой двадцатки» по энергоэффективности и принятие Энергетической стратегии России демонстрируют заинтересованность российского руководства в продвижении энергоэффективной политики и готовность принять необходимые меры для стимулирования энергетической эффективности. Например, в июле 2016 г. в Москве вышел на маршрут первый электробус. Результаты эксперимента были признаны удачными, и эксперты говорят о том, что использование данного вида транспорта позволит повысить уровень экологической безопасности и снизить уровень шума.
Однако это пока единственный опыт применения электробуса на дорогах крупного российского города, в то время как отчет Всемирного банка был составлен в 2009 г., что позволяет сделать вывод о том, что внедрение энергоэффективности в области транспорта в России продвигается медленно. Здесь можно выделить несколько причин – это и высокая стоимость данного вида транспорта, и отсутствие инфраструктуры. Развитие в стране экологически чистого современного транспорта имеет хорошую перспективу, однако для его массового внедрения необходима государственная поддержка.[4]
Экономика совместного потребления уже активно используется как в зарубежных странах, так и в России. Количество функционирующих платформ, представленных на рисунке 1, а также статистика их использования показывают хорошие перспективы для дальнейшего развития этой экономической модели в России. Причинами успешного внедрения данных платформ, на наш взгляд, является их удобство, а также экономия бюджета пользователей. Кроме того, переход на экономику совместного потребления для потребителей достаточно прост, количество платформ продолжает расти и каждый может найти привлекательное предложение для удовлетворения собственных потребностей. Государство также должно быть заинтересовано в расширении экономики совместного потребления, ведь эта экономическая модель во многом отвечает общемировым тенденциям в области устойчивого развития. Вместе с тем следует учитывать, что такая экономика может привести к неожиданным изменениям, что, возможно, потребует принятия правительственных мер, например для защиты прав потребителей. Если рассматривать платформы совместного потребления с точки зрения энергоэффективности, то для России это еще новое явление, которое находится на начальном этапе развития. Для дальнейшего внедрения рассматриваемой экономической модели потребуется проведение государством энергоэффективной политики, в том числе реализация мер, предусмотренных в Энергетической стратегии России на период до 2030 года.
Анастасия Горохова – магистрант института экономики и управления Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева
Юлия Иринина – магистрант института экономики и управления Самарского национального исследовательского университета имени академика С.П. Королева
[1] Rachel Botsman, Roo Rogers, What’s Mine Is Yours: The Rise of Collaborative Consumption, Harper Business, 2010 г.
[2] Информационное агентство «РБК», «Uber обошел Gett по количеству ежедневных перевозок в России», 7 марта 2017 г.
[3] United Nations General Assembly, Brundtland Commission ,1987, p. 43.
[4] ТАСС, «Долго заряжаем: почему популярность электромобилей в России растет так медленно», 22 июля 2016 г., онлайн: http://tass.ru/ekonomika/3478375.
Подпишитесь на электронную рассылку «Мостов» - заполните эту форму.